Лекция №2 "Теория магии"

Учебные классы подготовительного отделения, из которых слышен голос куратора ПО, читающего первые лекции будущим студентам Хогвартса.
Закрыто
Alohomora
Магия
Аватара пользователя
Сообщения: 143

Лекция №2 "Теория магии"

Сообщение Alohomora » 27 фев 2019, 18:36

Теория магии. Введение
С незапамятных времен появления первых магов формировалась концепция обучения волшебству. И шаманы первобытных племен, и маги древних цивилизаций, стоявшие на заре формирования наук – все они передавали знания своим ученикам, иногда – нескольким, формируя небольшие школы, иногда – одному-единственному преемнику. В этом обучении не было четкой структуры, не было деления на различные предметы – сейчас сложно себе представить, что ученикам рассказывалось все, что приходилось к слову, все, что казалось учителю важным передать. Поначалу, когда знаний (относительно текущего времени) было мало, такой подход позволял достигнуть приличных результатов, и даже обладал рядом преимуществ – учил рассматривать картину в целом, а не делить на отдельные части, как это принято сейчас. Выводя ученика на прогулку древний маг мог одновременно рассказать, куда идет эта дорога, и откуда она начинает свой путь. Рассказать, как полсотни лет назад по этой дороге прошла армия, оставив за собой разрушенные очаги и сгоревшие посевы. Тут же он указывал на деревья, растущие вдоль дороги – чем полезны их листья и кора, а потом отмечал, что в корнях этих деревьев любят жить определенные магические зверьки, тоже весьма полезные для волшебника.
С течением времени знаний становилось все больше, а изучать их комплексно становилось все сложнее. Зачастую учитель говорил о вещах, которых сам уже никогда не видел, а узнал о них от, например, заезжих путников. Во времена Мерлина (V – VI век нашей эры) начало формироваться известное нам разделение на различные магические дисциплины. Именно в этот период зародилась и теория магии как отдельная дисциплина – наука, призванная описать базу магии, объяснить принципы ее влияния на окружающий мир, сформулировать основные понятия.
Хотя, строго говоря, нельзя однозначно сказать, в какой момент появились дисциплины – и теория магии, и любая другая. Есть несколько равносильных точек зрения:
- науки возникли в момент зарождения человеческого общества, вместе с первыми исследованиями, первой информацией, осознанной человеком;
- науки возникли в древних цивилизациях – Мезоамерики, Южной Америки, индийской, финикийской, китайской, скифской, ассирийской, хеттской, греческо-римской и т.д. Именно первые ученые древних цивилизаций начали давать теоретическое обоснование наукам, выделять общие принципы в своих исследованиях;
- науки возникли в Западной Европе в XII-XIV веках, вместе с развитием опытного знания и экспериментальных методов в исследованиях;
- началом каждой из наук считается время, когда сформирован ее объект, предмет, методы изучения, ведутся систематические исследования.
Мы придерживаемся первого подхода, исходя из которого выделяем три последовательных периода, присущих развитию любой науки.
Первый – описательный, или преднаучный. Чаще всего это самый длительный период, в который происходит сбор фактического материала, создание коллекций, сравнение между собой отдельных ее элементов. Речь идет не только о том, что можно собрать физически, хотя с этого, безусловно, и начиналось научное знание. Легко сравнить листья разных деревьев, описав их форму, цвет, количество жилок. Уже сложнее сравнить заклинания, придуманные разными волшебниками, или собрать несколько рецептов зелий. Еще сложнее – с понятиями, терминами, историями. Для теории магии этот период был самым необычным из всех магических наук – волшебники собирали вопросы, на которые не могли найти очевидных ответов. Откуда берется волшебство? Почему одни слова вызывают магический эффект, а другие – нет? Почему в одних местах колдовать легко, стоит только пожелать, а в других – даже самые эффективные ритуалы не производят эффекта? Исследование этих вопросов и сбор подсказок, которые могли бы дать ответы на них, и стало накоплением материала для будущей теории магии.
Второй период, который иногда и считают непосредственно моментом появления науки, заключается в систематизации накопленных знаний, появлении теорий и формировании законов. В этот момент у науки появляется предмет и объект, выделяются методы исследования. Чаще всего, и название наука получает только в этот период – хотя огромная работа по накоплению данных для этой науки уже проведена. Для теории магии, как уже говорилось выше, этот период прошел в V-VI веке нашей эры, когда теория магии выделилась в отдельную теоретическую дисциплину.
Третий период присущ современной науке, и он подразумевает критику обозначенных во втором периоде понятий и методов, поиск альтернативных подходов. Для теории магии этот период очень важен – каждое новое исследование, каждое новое открытие может повлиять на уже устоявшееся понятие, изменить представление о волшебстве. Хотя классическая теория магии вполне отвечает на появившиеся изначально у волшебников вопросы, и вписывается в текущие принципы мировоззрения – всегда есть, куда стремиться дальше!
Домашнее задание:
1) Опишите, чем характеризуются периоды развития теории магии. Опишите характеристики трех аналогичных периодов для любой другой магической науки. (минимум 10 развернутых предложений)
2) Как вы считаете, когда зародилась теория магии? Ответ обоснуйте. (минимум 5 развернутых предложений)
3) Как вы считаете, есть ли необходимость изучать теорию магии как отдельную дисциплину? Почему? (минимум 10 развернутых предложений)

Домашнее задание отправляется личным сообщением секретарю школы - профессору Катарине Вейн. Оценка домашних заданий для ПО производится по системе зачет/незачет. Для вызова на Распределение необходимо получить зачеты по всем лекциям подготовительного отделения.
При возникновении любых вопросов обращаться в кабинет секретаря школы.

Закрыто

Вернуться в «Учебное крыло»